'Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникли в душу вашу чувства какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах...' Л.Н.Толстой
---- МЕНЮ -----
ГЛАВНАЯ ИСТОРИЯ БУХТЫ О ДОМЕ ПЛЯЖИ В ГОРОДЕ ОКРЕСТНОСТИ СЕВАСТОПОЛЯ СУПЕРМАРКЕТЫ ТЕАТРЫ И КИНО ТАКСИ БРОНИРОВАНИЕ КАК ДОБРАТЬСЯ ОТЗЫВЫ КОНТАКТЫ
ИСТОРИЯ КАМЫШОВОЙ БУХТЫ
опубликовано 18.01.2016
Хотелось бы сказать несколько слов об истории Камышовой бухты, а также города Севастополя, с которой она неразрывно связана
Все началось с того, что я решил найти в интернете фотографии Камышовой бухты, а также хоть что-то об истории этого места, где расположен Дом. Найти удалось совсем немного, можно сказать ничего, кроме короткой заметки в Википедии. Но вот, в одной из ссылок я натолкнулся на упоминание Камышовой бухты во французском источнике. Начав копать поглубже я открыл для себя замечательного французского историка Альфреда Рамбо (Alfred Rambaud). Не буду останавливаться на его биографии, скажу только, что он был профессором истории и письменности Университета Нанси 2, большим знатоком русской истории. Его книги, из которых мне понравилась "История России с древних времен до 1880 года", интересны и увлекательны, полны любопытных деталей, а язык легок. Читая его книги влюбляешься в историю.
Вот как выглядела Камышовая бухта и городок Камьешь в середине 19 века:
Другое произведение автора, появившееся после посещения Крыма в 1875, называется "Москва и Севастополь, 1812-1854", менее известно и непонятно было ли хоть раз издано на русском языке. Прочитав эту книгу я нашел здесь много интересного, и мне показалось, что эту книга должна быть переведена на русский. Ниже я выложил собственный перевод на русский язык главы, где упоминается Камышовая бухта, которая дала имя городку Камьешу, ставшему частью Севастополя в настоящее время.
"Москва и Севастополь, 1812-1854" Альфред Рамбо
(профессор факультета письменности университета Нанси)
издательство "Бержер-Левро и С", Нанси, II, ул. Жан-Ламур 1877 г.
<...>
Глава VII. Камьешь и Херсон
На следующий день мы едем в Камьешь . Если английская Балаклава вызывает
восхищение греками, то этот французский город, построенный всего за несколько
месяцев на берегах Крыма, и затем исчезнув насовсем, как заколдованный дворец в
"Тысяче и одной ночи" , сильно поразил воображение русских.
Известно, что "во всех НЕМЦАХ (жителей германии или западной европы ) живет
дьявол" гласит одна русская пословица. Нет ни одного простолюдина, который бы
ее не знал и который бы вам не рассказал историю Камьеша или, скорее, его
легенду. "Он был похож на маленькую Москву"- скажут вам они. Длинные прямые
улицы , красивые магазины с продавщицами; публика с покупками, французы,турки
, итальянцы, англичане; униформы я даже не знаю каких наций; рестораны;
кафешантаны; театр, который вмещал столько же зрителей как и театр
Севастополя. Везде французы сажали овощи и деревья , создавали сады. В
гавани лес мачт. С близлежащего холма акведук подводил пресную воду до самой
стоянки кораблей. А как они себя хорошо охраняли! Ни что не было оставлено на волю
случая. Кругом бастионы, батареи. После заключения мира, когда русские
прибыли сюда, их встретили с почестями: шампанское офицерам, коньяк солдатам.
Весь Севастополь шел сюда как на праздник. Когда пришла пора уезжать,
французы не взяли ничего, кроме своих личных вещей. Шампанское распродавали
дешевле кваса. А потом пришлю местные жители и взяли то, что им понравилось:
крыши, доски, крепеж. И в один прекрасный день города не стало.
Давайте посмотрим, что же осталось от всего этого великолепия.
Мы покидаем Севастополь между пятым и шестым бастионом (он же
Карантинный). Сначала мы видим Карантинную слободу, то есть ряд из двенадцати или
пятнадцати домов, которые так и не были восстановлены, затем кладбище,
которое русские и французы яростно оспаривали в апреле 1855, что закончилось
тем, что оно было включено в сеть наших окопов. В настоящее время кладбище
восстановлено, а церковь выглядит новой.
В двух километрах отсюда тянутся насколько хватает глаз линии земляных
укреплений, с прекрасно сохранившимися рвом и бруствером, которые закрывают,
все также угрожающе, наши позиции. Это оборонительные укрепления Камьеша.
Вскоре открывается море, и вот уже искрятся на солнце бухты Казачья, Песчаная
и Камышовая. С этого момента, здесь только лишь разрушенные домики. Я
останавливаюсь, чтобы рассмотреть каменный фундамент, на котором некогда
возвышался деревянный Французский театр. Дерево впоследствии было разобрано,
поскольку оно в большой цене в Крыму, а камень оставлен, как не имеющий
никакой ценности. Это противоположно тому, что произошло бы в Большой России, где каменные фундаменты высотой с человека.
И посмотрите как проходит мирская слава: за вычетом этих нескольких
участков стен все, что осталось от этого Vautourville , это , как и в
Балаклаве, груды разбитых бутылок . Нет ничего более стойкого,чем эти куски
стекла: они крепче чем кладка или посуда древних греков; на них никто не
зарится. Спустя сотни лет , какой-нибудь Шлиман будущего , который будет
изучать эту осаду Трои, найдет, в качестве свидетельства нашего присутствия в
Крыму, осколки бутылок Бордо.
Камышовая бухта (* которая дала название городку Камьеш *) который была
нам так полезна во время кампании, и которая после Ноябрьской бури ( * буря 14 ноября 1854 года, во время которой 41 французский корабль затонул, среди них 3 боевых, что в свою очередь дало толчок к созданию французской сети станций метеонаблюдений и упреждения бурь в 1855 году - прим.переводчика*) заслужила название Бухты Провидения, не очень велика. Ее берега низкие, местами поросшие камышом, который и дал ей свое название, не позволяет подойти к
берегу. По обе стороны бухты тянутся ряды руин: руины батарей, защищающих
вход в бухту , руины нашего клуба , нашего арсенал, наших магазинов, а также
нашего акведука из древесины. Следует признать, что и вся сама территория
Крыма разрушена.Виноградные лозы , вырванные зимой 1854 для наших костров в
бивуаках, не были высажены заново, в то время как у нас дома уже собирают
урожай, на парижских склонах, благодаря тому, что виноград был обновлен со
времен вторжения. Фруктовые деревья тоже не были заменены; уцелевшие деревья
брошены на вымирание или вырождение, те самые, что были посажены нашими
руками. Здесь также встречаются развалины уже послевоенного периода, как
например хутор, который я посетил, и который полностью развалился ввиду
отсутствия ремонта. Эта земля по-прежнему дика, цивилизация и культура делают
большие перерывы в своих визитах сюда.Необходимы постоянные усилия для того,
чтобы приручить эту землю и заставить ее плодоносить: но это те усилия,
которые теперь не делаются.
Следует отметить, что не только в тех частях Крыма, что были заняты
союзниками, война оставила подобные следы. Если верить тому, что
доступно глазу, земли занятые русскими войсками пострадали не меньше. "Наша
армия, писал в 1855 году один немецкий медик, и чьи слова я уже не раз
приводил, - не могла бы вести себя с меньшим уважением в чужих
землях. Эта огромное число гражданских, которые сопровождают русскую
армию, дикие банды всадников Кавказа и Урала, сделали все возможное для того,
чтобы благоденствие этой прекрасной страны не могло бы оправится еще в
течении многих лет. Земли не возделаны, виноградные лозы, лишенные опор,
растут как попало или служат топливом для костров бивуаков; деревушки, большие
и малые, там где регулярная армия не оставляла раненых, разграблены или
заброшены, население разбрелось или сбежало в леса. Даже Бахчи-Сарай, это
огромная столица древних татарских ханов, кажется опустевшей, и дымящиеся
развалины указывают места, где еще недавно возвышались древние дворцы,
величественные даже в упадке, и прекрасные мечети. Видя это всеобщее уныние,
можно поверить в существование плана опустошения."
Возвращаясь в Севастополь из Камьеша, встречаешь на своем пути монастырь
Херсонеса. Здание обители и церковь совсем новые. Направляемся прямо к этому
огромному строящемуся храму, кажущемуся заточенным в строительные леса, как в
огромную деревянную клетку; храм заключил в себя руины маленькой церки
Божьей Матери. Возможно именно там находятся наиболее священные реликвии
русского прошлого. Это здесь Великий Князь Владимир принял христианство, это
здесь он женился на принцессе Анне, сестре греческих императоров Базиля и
Константина. Здесь кончилась Россия варягов и язычников, здесь родилась
Россия византийская и христианская.
Владимир был однако особенным новообращенным. настоящий сын пиратов
Севера, он не желал принимать христианство, кроме как добыв его в качестве трофея. Перед тем как склонить свою голову Сикамбра, он
отнял Херсонес у императоров и принял христианство уже в своем городе. После
прибытия в город, он подверг его святыни разграблению; он забрал оттуда все,
что попадалось ему под руку для украшения новой церкви, которую он хотел
возвести в Киеве, он вывез святыни, иконы, священные вазы и украшение
церквей.
Пройдя вдоль извилистого берега моря, находишь остатки другого храма;
порог, остатки фундамента и паперти сохранились, и там и сям приходится
перешагивать через основания колонн, капители из мрамора, которые то
напоминают храмы язычников, то вдруг содержат кресты и византийские
монограммы. Считается, что остальные храмы ушли под воду вместе с частью этого
каменистого берега, беспрестанно омываемого волнами. Во время раскопок,
которые были начаты ввиду строительства храма, на свет было извлечено
некоторое количество человеческих костей. Они были сложены как попало и
захоронены в одном из гротов начала бытия, оставив на волю Господа признавать
своих и отделять христиан от язычников, а над ними всеми водрузили крест.
Херсон был, задолго до эры христианства, мощной колонией греков,
одним из процветающих городов эллинов на Черном Море. Построенный изначально
там, где сейчас стоит Монастырь Святого Георгия, город был перенесен
сюда. Для защиты от варваров Херсонес был изолирован своеобразной китайской стеной, которая проходила от Балаклавы до Южной бухты. Херсонес, окруженный помимо этого оградой с многочисленными башнями, должен был вмещать до 5 000 домов и 50 000 жителей. В многочисленных бухточках кишели корабли торговцев из Афин, Византии, Рима, Сирии и Египта. Древняя церковь Божьей Матери занимает центр бывшей рыночной площади, там где жители обсуждали договоры и принимали законы торговли, решали быть ли миру или войне со скифами или их соперниками полу-
греками из Пантикапеи ( * ныне Керчь). На этой площади, которая возвышались
как терраса между морем и остальным городом ( который располагался в
понижении), великие безымянные ораторы должны были разжигать сердца и
воспламенять патриотические чувства.
Эти республиканские свободы, которые со времен греков эта земля более не
видела, сохранились во все времена римской империи и византийских цезарей.
Херсон был союзником, вассалом, но не подданным, если хотите, Константинополя. Император Константин Порфирогенет в 10м веке, не видел другого способа наказать непокорных херсонессцев как захватить их корабли в портах малой Азии и запретить поставки пшеницы в Херсонес. Это указание доказывает, что и тогда, как и сейчас, крымская земля не была более плодовита зерном: Херсонес, как и сейчас Севастополь, зависел от поставок продовольствия извне. Тот же самый художник вводит нас в тот мир, живой, иногда беспокойный, херсонессцев. Он рассказывает нам историю их правителей, которые, следуя его высказыванию, несли свои короны как настоящие императоры. Таким были "народный король" Бискос, который построил в Каффе город Пантикапей (ныне Керчь), Фарнакос, который убил короля Сармата в честном поединке, Ламачос, чья дочь, Жисия, спасла республику сожжа в своем собственного доме своего мужа, предателя отчизны.В награду за эту античную преданность, она добилась, что все граждане поклялись похоронить ее в черте города. Не было ничего более противного правилам греков; и можно было ожидать, что слово не будет сдержано. Чтобы проверить их искренность она распространила слухи о своей смерти и легла на парадную кровать. Граждане никак не могли решиться сдержать данное ей слово и понесли ее за городские стены для сожжения; тогда она поднялась со своего смертного ложа, ошеломив херсонессцев этим ужасающим воскрешением, и заставила связать себя новой клятвой, еще более страшной чем прежняя. Позднее, ее могила, ее статуи, стали украшением восхитительного города.
Граф Алексей Уваров, в своих раскопках 1853 года, которые он возобновил в прошлом году, раскрыл нам множество других секретов общественной и частной жизни этих древних греческих колоний. Он открыл склепы выдолбленные в скалах, где покоились их кости; он изучил остатки, к сожалению немногочисленные, их погребальных надписей.
На одном из камней, мы видим греческую мать с ребенком на руках: надпись гласит, что она была "самой достойной из женщин". Другая стелла нам показывает даму, чья голова покрыта вуалью, и чьи ноги гордо покоятся на скамеечке. В другом месте мужчина, изображенный в настоящем костюме грека, хитоне и гиматии. Серебряный диск был найден в одной из могил, фигуры, изображенные на их монетах доказывают, что как и греки метрополии, они уважали все виды физических упражнений, борьбу, бег, игру в мяч, метание диска и копья. Их совершенные спортсмены должны были быть отличными воинами: они хранили физическую силу и моральный дух своих предков, и, без сомнения, как и их соседи, Греки Ольбии, о которых говорит Дион Христостом, шли на войну распевая стихи "Илиады".
Попробуйте представить себя в городе, украшенному всеми произведениями искусства, среди народа энергичного, умного, первого среди древнего мира, среди которых были и артисты и торговцы, ораторы и воины, где человек достиг той полноты развития, которой мы завидуем в древних эллинах; но слишком редки следы этой блестящей цивилизации, у которой не было до сих пор соперников в Херсонесе.
Покорение русскими нанесла этих руинам смертельный удар: Херсон использовался как карьер для строительства Севастополя; все что осталось от храмов, колоннад, триумфальных ворот было использовано для строительства Карантинной слободы. Однако Муравьев-Апостол мог видеть еще в 1820 году остатки стен, башен и рвов. В 1854 году, французы, для ведения атак на Шестой бастион, были вынуждены занять мыс Херсонес: монастырь и церковь были были сметены русской артиллерией или лопатами наших рабочих (все нынешние постройки относятся не далее как к 1857 году). Там, со стороны Карантинной бухты, все что когда-то являлось греческим морем, или дворцом Владимира, или окопами французов, все было перемешано и спутано в одном хаосе.
Однако именно священным именем Херсонеса, во имя этой "священной земли, где Владимир принял воды крещения", русские генералы и священники взывали к гордости солдат и простых жителей и благословляли их на Крымскую войну как в крестовый поход. Эта война как минимум пробудила привязанность русских к этому вдвойне священному берегу, потому как с покорения Владимиром Херсона началось рождение Руси христианской, затем, с момента падения Севастополя, начался процесс раскрепощения крестьянства. Россия христианская и Россия свободная вышли отсюда.
Почти сразу после заключения мира монастырь был восстановлен, и началось сооружение Собора, первый камень в основание которого был заложен Императором Александром II в 1861 году.
Еще многое нужно сделать, особенно для науки и археологии. Эта земля, в которой покоится великий народ, как бы пропитана останками и осколками древности;но все археологические находки, что удалось до сих пор найти, разбросаны по музеям России: необходимо было бы иметь в Херсоне хотя бы Музей Херсона; однако нельзя назвать этим словом ту сотню обработанных камней вторичной ценности, которые сложили в одну маленькую комнату монастыря.
Есть большие проекты на будущее: здесь хотели бы построить еще больший монастырь, который стал бы один из ведущих в России, создать здесь библиотеку, музей, духовную академию, Братство, подобное тому, которое было создано в Казани для обращения татар; но денег не хватает; если до сих пор не успели восстановить Севастополь, как можно заниматься Херсоном?
Заинтересовавшиеся автором и его произведениями могут скачать их ниже. Оригиналы книг находятся на сайте: https://archive.org
Скачать перевод и оригинал книги "Территориальное расширение России":